Картины

Заросший пруд. Домотканово

Заросший пруд. Домотканово
Заросший пруд. Домотканово
1888 г.
Картина Заросший пруд создавалась одновременно с Девушкой, освещенной солнцем. Первоначальное название картины - Сумерки. Этот пейзаж Серов писал, когда выдавались пасмурные дни и нельзя было работать над портретом Марии Симонович. Художник закончил его, лишь когда начали появляться желтые листья и летний вид сменился осенним. Пейзаж с похожим мотивом и таким же названием написан в 1879 году Василием Поленовым. Поленов, вместе с Саврасовым, был в русской живописи главным мастером "лирического пейзажа", посвященного "поэзии тихих уголков русской природы". Мягкий рассеянный солнечный свет, песчаная дорожка, приветливо "приглашающая" к прогулке по лесу, женская фигурка, примостившаяся на укромной скамейке в глубине картины, - все это создает у Поленова атмосферу мечтательной тишины, свойственной лирическому направлению передвижнического пейзажизма. Серов шутливо называл свой Заросший пруд "Добиньи-Руссо", указывая, таким образом, на взятый им совершенно иной образец пейзажной живописи (французские художники Шарль Добиньи и Теодор Руссо были характерными представителями барбизонской школы). Но характер живописи в серовском пейзаже не вполне совпадает и с указанным им самим "первоисточником": пейзажи барбизонцев, с их световоздушным маревом, предвосхищали живопись импрессионизма; Серов же здесь (как и в Девушке, освещенной солнцем) гораздо ближе не к импрессионизму, а к Сезанну. Неподвижная, тяжелая, без малейшей ряби вода, напоминающая жидкую ртуть, кроны деревьев, словно впаянные в небесную твердь, - все кажется сотворенным из единой субстанции, словно оледеневшим или замершим в волшебном сне. "Вообще от картины веет каким-то безжизненным холодом", - заметил один из критиков. Это не уютный лес для прогулок и мечтаний, а чаща, которая могла бы окружать замок спящей красавицы, где ветви деревьев нельзя раздвинуть, а можно разве что разрубить мечом. Подобная сгущенная атмосфера "странного места" спустя два года будет с той же убедительностью передана Левитаном в картине "У омута". На всем протяжении своего творчества Валентин Серов охотно работал над пейзажем. Красота природы и чувство восхищения, с которым относился к ней художник, сливались воедино. Увлечение Серова пленэрной живописью в 1880-е годы очевидно и в пейзаже «Заросший пруд», написанном в Домотканово Тверской губернии, в имении Дервиза, друга по Академии художеств. Домотканово сыграло в жизни Серова огромную роль, здесь в обстановке полного душевного покоя он написал лучшие свои пейзажи. Избрав для этюда простой мотив, лишь фрагмент природы, живописец убедительно передает ее сложную внутреннюю жизнь. Он изображает часть пруда, берег которого зарос ольхой, отказывается от цветности и при этом разворачивает на холсте богатую оттенками гамму зеленых и серебристых цветов, добиваясь передачи глубокой поэтической проникновенности. Холст, масло. 70.5x89.2 см Государственная Третьяковская галерея, Москва